/351/ 272-08-08

oumd74@mail.ru

Вы здесь

Чего ждать УО и ТСЖ от нового закона о проверках, который действует с 1 июля 2021 года

С 1 июля Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ о проверках поменяли на новый — от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Изменения касаются в том числе управляющих МКД организаций — в части проведения проверок и обжалования их результатов. Редакция сделала обзор изменений и подготовила инструкции, как выстроить работу в новых условиях. Они помогут в период, когда сами надзорники будут привыкать к новым правилам.

Кого будут проверять по новым правилам

Проверки по новому порядку будут проводить в рамках жилищного контроля у всех управленцев — УО, ТСЖ, ЖК и ЖСК. Для лицензионного контроля деятельности УО будут применять Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ (далее — Закон № 294-ФЗ). Такой порядок закреплен в части 6 статьи 20 Жилищного кодекса и части 13 статьи 136 Федерального закона от 11.06.2021 № 170-ФЗ. Такое разделение продлится до 1 марта 2022 года. После указанной даты ко всем проверкам деятельности управленцев будут применять новые правила.

 

Три вида контрольных мероприятий, которые чаще всего будут использовать в отношении УО и ТСЖ 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Инструкция. Чтобы понять, какой вид контроля возбудили надзорники в отношении УО, посмотрите информацию в распоряжении о проведении проверки. В нем должны отмечать вид контроля. На это прямо указано в пункте 4 части 1 статьи 64 Закона № 248-ФЗ.

Что изменилось в процедуре проверок

Основной порядок проведения проверок остался таким же, как и в Законе № 294-ФЗ. Все также их распределяют на плановые и внеплановые, порядок согласования с прокурором тоже не изменился. Основания для проведения проверок остались те же — наличие сведений о причинении или угрозе вреда, наступление даты плановой проверки, поручение Президента или Правительства, требование прокурора или истечение сроков исполнения предписания.

Из нового — вдвое сократили сроки для проведения документарной и выездной проверок, теперь они составляют 10 рабочих дней вместо 20. Еще изменились виды проверочных мероприятий, перечень действий инспекторов и порядок обжалования их результатов. О каждом изменении читайте ниже.

Проверочные мероприятия. Законодатель назвал девять мероприятий, которые инспекторы могут проводить во время проверки:

1) контрольная закупка;
2) мониторинговая закупка;
3) выборочный контроль;
4) инспекционный визит;
5) рейдовый осмотр;
7) выездная проверка;
8) наблюдение за соблюдением обязательных требований;
9) выездное обследование.

Два из перечисленных, последние в нашем списке, проводят без взаимодействия с проверяемыми лицами.

Виды мероприятий указаны в частях 2 и 3 статьи 56 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ (далее — Закон № 248-ФЗ). Не все они подходят к проверкам управляющих МКД организаций. По задумке законодателя, конкретный перечень мероприятий для каждого вида контроля должен быть отражен в соответствующем положении. Но на момент публикации статьи органы госжилнадзора не утвердили такое положение.

Инструкция. Обратите внимание на перечень мероприятий, перечисленных в распоряжении или приказе надзорного органа о проведении проверки. Если увидите мероприятия, которые не заявлены в статье 56 Закона № 248-ФЗ, сразу заявите об этом инспектору и укажите в жалобе, если придется обжаловать результаты проверки.

Перечень действий. Инспектор во время проверки может совершать только те действия, которые перечислены в распоряжении о такой проверке. При этом для каждого вида проверочного мероприятия предусмотрен свой список действий. В таблице 1 мы показали, какие действия законодатель предусмотрел для конкретного вида мероприятия. 

ТАБЛИЦА 1 Перечень действий, которые инспектор может совершить на конкретном проверочном мероприятии

 

 

Инструкция. Изучите распоряжение о проведении проверки — в нем смотрите на вид проверочного мероприятия и список действий, которые вправе совершить инспектор. Сравните полученную информацию со сведениями из таблицы 1.

 

12 грубых нарушений, из-за которых проверку признают незаконной

 

 

В ситуации, когда действие не соответствует виду мероприятия, вы сможете отменить любое решение надзорника, которое он принял по результатам проверки. Дело в том, что такое нарушение входит в состав грубых и из-за него проверку признают незаконной, а ее результаты — недействительными (ч. 1, п. 9 ч. 2 ст. 91 Закона № 248-ФЗ).

Порядок обжалования результатов проверки. Через полтора года все решения ГЖИ придется обжаловать в два этапа — в досудебном и судебном порядке. Если не пройти первый этап, то суд откажется принимать жалобу к производству. Такой порядок предусмотрен частью 2 статьи 39 Закона № 248-ФЗ. Для шести надзорных органов досудебный порядок обжалования придется применять уже с 1 июля 2021 года. Такое исключение предусмотрело Правительство в постановлении от 28.04.2021 № 663. Кто вошел в список избранных, смотрите в таблице 2. Инструкция. Обжалуйте предписание надзорного органа в течение 10 дней. Жалобу на другие решения госорганов направьте в течение 30 дней (ч. 5–6 ст. 40 Закона № 248-ФЗ). Срок отсчитывайте с момента, когда вы получили решение или предписание.

 

ТАБЛИЦА 2 Акты ведомств, которые обязательно обжаловать в досудебном порядке