/351/ 272-08-08

oumd74@mail.ru

Вы здесь

Госжилнадзор стал другим. Минстрой подготовил новые требования к тому, как его проводить

Под жилищный надзор по-новому попали жилищные объединения и УО на договорах о содержании общего имущества. Еще ввели категории риска и критерии, в какую категорию попадет управленец. Как теперь будут действовать проверяющие, читайте в статье.

Что изменилось

 

С 20 октября 2021 года уже не действует Положение о государственном жилищном надзоре, которое было утверждено постановлением Правительства от 11.06.2013 № 493. 

Теперь общие требования к тому, как проходит госжилнадзор, установлены в постановлении Правительства от 30.09.2021 № 1670.

Назвали, кого касается госжилнадзор

 

Вот обновленный список тех, кого инспекторы будут проверять в рамках госжилнадзора:

  • ТСЖ ;
  • ЖК, ЖСК;
  • РСО;
  • регоператоры по обращению с ТКО;
  • юрлица и ИП, которые оказывают услуги или выполняют работы по содержанию и ремонту общего имущества в МКД;
  • организации, выполняющие техническое обслуживание и ремонт внутридомового и внутриквартирного газового оборудования;
  • организации, которые выполняют один или несколько видов работ при эксплуатации лифтов, в том числе их обслуживание и ремонт.

Госжилнадзор по-прежнему не касается УО, которые работают на основании лицензии.

Указали, как инспекторы будут собирать сведения

Чтобы собрать сведения о проверяемых, госжилнадзор будет использовать ГИС ЖКХ — обрабатывать, анализировать и учитывать данные, которые размещены в системе.

Также инспекторы будут получать необходимую информацию в рамках межведомственного информационного взаимодействия, собирать на общедоступных информационных ресурсах, учитывать итоги профилактических и контрольных, надзорных мероприятий.

Дополнили, что будет предметом госжилнадзора

В новом положении прописали, что государственный жилищный надзор должен контролировать, как компании соблюдают правила содержания общего имущества в МКД и правила изменения размера платы за содержание жилого помещения.

Также инспекторы теперь будут следить за предоставлением, приостановкой и ограничением предоставления коммунальных услуг.

Добавили к предметам надзора соблюдение требований к обеспечению доступности МКД для инвалидов и к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования.

Ввели управление рисками

Быть рискованным стало невыгодно.

Для госжилнадзора ввели систему оценки и управления рисками. Всего в сфере управления МКД обозначили четыре категории риска причинения ущерба: высокий, средний, умеренный и низкий. Кто будет организацией с высокими рисками, определит орган ГЖН. Чтобы это сделать, инспектор сопоставит характеристики организации с утвержденными критериями, о которых читайте далее в статье.

Предусмотрели группы тяжести

Госжилнадзор теперь оценивает потенциальные негативные последствия, которые могут наступить, если контролируемые лица не будут соблюдать в своей деятельности обязательные требования. Всего две группы тяжести — «А» и «Б».

В группе «А» — деятельность тех, у кого в управлении МКД с лифтовым оборудованием или с централизованным газоснабжением, а также МКД, в которых для приготовления ГВС либо отопления используют газ.

Организации, которые управляют МКД без упомянутого оборудования, составят группу тяжести «Б».

Внутри групп тяжести есть группы вероятности несоблюдения обязательных требований. Таких групп тоже две. Группа «1» — для тех, к кому у надзорников были нарекания в последние три года. К группе «2» отнесут тех, кто в последние три года не нарушал обязательные требования.

Присваивать объекту госжилнадзора категорию риска будут на основании группы тяжести и группы вероятности (таблица 1).

ТАБЛИЦА 1 На основании чего присваивают категорию риска

 

 

Описали контрольные мероприятия

Контрольные мероприятия теперь могут проходить по одному из двух сценариев.

1. С взаимодействием с контролируемым лицом:

  • инспекционный визит;
  • документарная проверка;
  • выездная проверка.

2. Без взаимодействия с контролируемым лицом:

  • наблюдение за соблюдением обязательных требований;
  • выездное обследование.

Инспекционный визит и выездное обследование могут отличаться друг от друга (рисунок).

РИСУНОК Что проводят при инспекционном визите и на выездной проверке 

 

 

Установили новую периодичность проверок

Как часто организацию будут планово проверять, зависит от того, к какой группе риска ее отнесли (таблица 2).

ТАБЛИЦА 2 Периодичность проверок

 

 

Внедрили профилактику

В рамках профилактики орган госжилнадзора будет:

  • информировать;
  • объявлять предостережения;
  • консультировать;
  • наносить профилактический визит.

На предостережение проверяемый вправе будет возразить, а проконсультироваться с представителем государственного жилищного надзора можно по трем направлениям:

1) организация госжилнадзора;

2) порядок профилактических мероприятий, контрольных (надзорных) мероприятий;

3) обязательные требования, установленные жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Важно, что если орган ГЖН получит пять однотипных обращений и более, инспекция не будет консультировать лично каждого обратившегося. Орган ГЖН просто опубликует на своем официальном сайте разъяснения по этим вопросам. И это будет считаться консультацией.

Профилактический визит — это профилактическая беседа по месту деятельности контролируемого лица либо по видео-конференц-связи.

Как будут проходить профилактические мероприятия, определят субъекты РФ.

Правоприменительную практику органы ГЖН будут обобщать на уровне субъектов РФ, а затем на федеральном уровне.

 

Будут публиковать индикаторы риска и программу профилактики рисков

Орган ГЖН теперь должен публиковать на своих сайтах шесть видов сведений:

1) перечень нормативных правовых актов с обязательными требованиями;

2) перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, порядок отнесения объектов контроля к категориям риска;

3) ежегодный план проведения плановых проверок;

4) программу профилактики рисков причинения вреда;

5) ежегодные доклады об эффективности госжилнадзора;

6) тексты рекомендаций и информацию, которые содействуют выполнению обязательных требований.