/351/ 272-08-08

oumd74@mail.ru

Вы здесь

Стратегия развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года

Минстрой России подготовил проект стратегии развития строительной отрасли и ЖКХ
 

Проект Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года («Стратегия»).

 

Целями Стратегии являются:

  • повышение комфорта, качества и уровня жизни граждан;
  • формирование высокотехнологичных, конкурентоспособных отраслей строительства и жилищно-коммунального хозяйства;
  • минимизация негативного воздействия на окружающую среду.

Стратегия предусматривает реализацию мероприятий, в частности, по таким направлениям, как промышленное и жилищное строительство, жилищно-коммунальное хозяйство, комфортная городская среда.

Отельное внимание уделено использованию механизмов государственно-частного партнерства для реализации Стратегии, особенно в сфере ЖКХ.
В Стратегии отмечено, что передача в эксплуатацию государственного и муниципального имущества по концессионным соглашениям с инвестиционными обязательствами концессионеров является одним из основных механизмов привлечения инвестиций для модернизации объектов коммунальной инфраструктуры. По состоянию на 1 января 2021 года заключено и действует 2,5 тысячи концессионных соглашений, при этом общий объем инвестиций (нарастающим итогом) составляет около 504,2 млрд рублей, в том числе средства частных инвесторов - более 90,6% от общего количества планируемых к инвестированию средств.

Механизм концессионных соглашений показал свою эффективность в крупных муниципальных образованиях, однако в значительном количестве малых городов и сельских поселений концессионный механизм не является для инвесторов привлекательным и эффективным.

Среди мероприятий, предусмотренных Стратегией в рамках развития коммунальной инфраструктуры, можно выделить:

  1. развитие механизмов привлечения инвестиций и повышение финансовых возможностей бюджетов различных уровней;
  2. предоставление мер поддержки в населенных пунктах, где в силу существенных технологических расходов при малой численности населения невозможно обеспечить возвратность инвестиций за счет тарифной выручки, в том числе в связи с длинными сроками коммерческой окупаемости проектов (в том числе «Программа 60+»), а также использование финансовых инструментов «Инфраструктурного меню» для строительства и модернизации коммунальной инфраструктуры, в том числе с привлечением средств Фонда национального благосостояния;
  3. стимулирование консолидации деятельности (укрупнения предприятий) в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, особенно по территориям малых населенных пунктов, в том числе на уровне субъектов РФ;
  4. «доработка» условий заключения и реализации концессий, в том числе в ценовых зонах в сфере теплоснабжения и др.

С точки зрения ресурсного обеспечения стратегии использование механизмов ГЧП при реализации проектов в сфере ЖКХ имеет большие перспективы для развития отрасли, так как инструмент концессий позволяет не только привлечь необходимые инвестиции, но и комплексно развивать инфраструктурные объекты, обеспечивая высокий уровень услуг для населения.

Среди иных направлений Стратегии важно отметить вектор на цифровизацию и оптимизацию процессов в сфере строительства. Например, создание единой цифровой платформы экспертизы и переход к параллельному проектированию и строительству при помощи механизма, позволяющего разделять процесс строительства на «стадии» в зависимости от готовности разделов проектной документации и получать разрешения на строительство (реконструкцию) таких «стадий».